Учителя-дефектолога Поляковой Ольги Викторовны

Наименование педагогического опыта «Развитие связной речи и воспитание речевой активности у детей ЗПР старшего дошкольного возраста»

                                                  Педагогический опыт

«Развитие связной речи и воспитание речевой активности у детей ЗПР старшего дошкольного возраста»

Опыт направлен на развитие речи и воспитание речевой активности у детей ЗПР старшего дошкольного возраста.

Опыт рассчитан на воспитанников 6 - 7 лет.

Опыт

Тема: «Развитие связной речи и воспитание речевой активности у детей ЗПР старшего дошкольного возраста»

Участники: учитель -  дефектолог, воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности.

Педагогический опыт формировался в течение 2014 - 2015 учебного года.

Срок реализации: 1 год.

Актуальность

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, наслаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся  языковой катастрофы.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность моей работы, сформировать правильную речь у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Конечным результатом обучения  русскому языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно-связная речь.

 

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

И поэтому анализируя данную  проблему, я пришла к выводу о необходимости проведения работы по развитию связной речи и воспитание речевой активности у детей ЗПР старшего дошкольного возраста.

В процессе создания связного высказывания  у детей с ЗПР наблюдались следующие ошибки:

· чрезмерное сужение или расширение объема высказывания и отдельных микротем;

· пропуск тематических блоков;

· искажение фактов;

· нарушение логической последовательности изложения и причинно-следственных отношений в высказывании;

· не структурированность;

· отсутствие лексико-грамматической связи;

Теоретическая база

Этапы формирования связной речи.

1.Подготовительный этап:

· интеллектуальное развитие (мышление);

· речевое развитие (понимание речи, обогащение словаря, формирование грамматических категорий, исправление произношения)

2. Начальный этап:

· овладение диалогической речью.

3.Основной этап:

· формирование монологической речи.

Остановлюсь на основном этапе, т.к. у детей с ЗПР к 6-7 летнему возрасту уже сформирована фраза и воспитанники самостоятельно пользуются фразовой речью в общении, в достаточной степени владеют диалогической речью.

Задачей основного этапа - научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать свой материал.

Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводилась по двум направлениям:

· обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного (прочитанного) текста;

· обучение составлению рассказов (придумывание по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.)

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы, приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ доступен для всех категорий детей с ЗПР в отличие от обучения составлению рассказов. Поэтому остановлюсь на этом направлении работы.

Схема обучения пересказу.

· Выбор текстов для пересказа.

· Подготовительная работа.

Непосредственное обучение пересказу.

1. Выбор текстов для пересказа имеет важное, принципиально-важное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений:

· Сравнительно небольшой объем произведения;

· Доступность содержания для  детей данного возраста;

· Четкость композиции;

· Простота сюжета;

· Доступность языка;

· Высокая нравственность содержания;

· Высокая художественность текста.

Неоценимым кладезем для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи являются русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В.Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В.Бианки, М.Пришвина, И. Соколова-Микитова,Н.Сладкова, К. Ушинского, Л.Н. Толстого…

2. Подготовительная работа - это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу.

Содержание работы:

· Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;

· Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме;

· Наблюдения в природе и окружающей жизни;

· Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа;

· Лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

· Материальное обеспечение (оборудование) к занятию;

· Заучивание наизусть (выборочное) потешек, чисто- и скороговорок, пословиц, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа.

3. Непосредственное обучение пересказу, методы и приемы.

· Первичное чтение рассказа без установки на запоминание и пересказ.

· Проведение первого чтения возможно как во время занятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателями в свободное время.

· Вторичное чтение произведения с установкой на запоминание .

· Беседа по содержанию.

· Лексико-грамматические упражнения.

· Третье чтение произведения.

· Работа с планом.

Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.

Виды зрительной опоры:

· графическое моделирование.

Цель работы: Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Образовательные задачи:

- учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной  на активизацию познавательных интересов;

- формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;

- формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Коррекционные задачи:

- обогащение зрительных представлений;

- развитие внимания;

- стимуляция познавательной активности (задания на поиск);

- создание условий для полноценного взаимодействия через систему специальных игр упражнений;

- включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (согласование числительных с существительными, прилагательными, существительных с прилагательными);

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.);

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи сверстников;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки.

 

 

Гипотеза исследования: для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность различных компонентов языковой системы. Специально организованная работа, основным содержанием которой является формирование речи, способствует более эффективному преодолению нарушений восприятия устной и развитие связной речи данной категорией детей. 

Оптимальность и эффективность средств

Разумное сочетание традиционных и современных подходов. Создание условий для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения позволит активизировать познавательную деятельность детей с нарушением речи.

Для освоения опыта использовались методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно - поисковый. 

В процессе работы использовались методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Технология опыта

Мною разработаны игры и задания, которые я использую на подготовительном этапе в моделировании рассказов. Например:

1) Игра «На что похоже»

Детям показывается картинка, ребята придумывают, на что похожа картинка.

2) Игра «Перевертыши»

Каждая фигурка дорисовывается так, чтобы получилась картинка.

На следующем этапе провожу работу по моделированию слов-предметов, слов-признаков, слов-действий. Это схематизация простых слов, понятных детям; расшифровка детьми за схематизированных педагогом простых слов; самостоятельное моделирование простых слов; коллективное моделирование слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.

Последующий этап – моделирование рассказов.

· Мнемотаблицы.

Алгоритм занятия по пересказу.

Значение пересказа в формировании монологической речи у детей с ЗПР:

· Качественное и количественное обогащение связной речи.

· Формирование грамматического строя речи, закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.

· Усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции высказываний.

· Развитие способности к речевому самоконтролю.

· Совершенствование и активизация познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

· Закрепление правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.

Анализ результативности

Итог работы подтверждается наличием заметной динамики развития речи воспитанников, отраженной в результатах контрольного обследования. При анализе качественных и количественных данных, полученных при изучении словесно - логического мышления у дошкольников с нарушением речи в начале года соответствовало: высокому уровню – 0  воспитанников (0%); среднему уровню – 4 воспитанников (33,3%); низкому уровню – 8 воспитанников (66,7%). В конце года соответствовало: высокому уровню – 6 воспитанников (50%); среднему – 4 воспитанника (33,3%); низкому уровню – 2 воспитанника (16,7%).

Данные обследования подтверждают положительные результаты в развитии связной речи и воспитание речевой активности у детей ЗПР старшего дошкольного возраста у воспитанников с нарушением речи.

А так же у воспитанников диагностировано развитие  коммуникативной функции речи, активизация словарного запаса, развитие наблюдательности, подражательности, активности, обогащение и расширение представлений об окружающем мире.

Применение логических игр и упражнений в работе положительно влияют на развитие у воспитанников связной речи и речевой активности, умению анализировать, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения; системы методов и приемов мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективно совершенствуют словесно - логическое мышление дошкольников с нарушением речи.

Экспериментально доказана эффективность использования предложенных форм и приемов работы. 

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, психических процессов позволяет обеспечить полноценную готовность воспитанников с нарушением речи, к обучению в школе. 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В ходе реализации данного опыта возникли трудности в техническом обеспечении. При работе  с родителями по закреплению изученного материала, проведению упражнений и игр в домашних условиях. 

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт может быть полезен воспитателям, логопедам, дефектологам, педагогам, работающим с воспитанниками, имеющими нарушения речи.   

29 сентября 2016 в 16:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.